Mountain guide — the Himalayas, Asia, Alps. Travel, expeditions, trekking, climbing workout / Горный гид — Гималаи, Азия/Тянь-Шань, Альпы. Путешествия, экспедиции, восхождения, альпинистские тренировки

воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Снежные Альпы в ноябре

В ноябре текущего (2012) года, я с клиентом путешествовал по северным Альпам. Основной целью путешествия было познакомиться с немецкими и австрийскими Альпами, совершив два восхождения. На высшую точку Германии – Цугшпитце (2962 м) и высшую точку Австрии – Гроссглокнер (3798 м).
Время совершения восхождений было выбрано не случайно. Дело в том, что по уверениям местных альпинистов, в начале и середине ноября в Альпах господствует теплый ветер, дующий со Средиземного моря. Он имеет даже собственное имя – «ФЁН». Так вот, этот фён несет с собой теплый влажный воздух, но, остывая, сбрасывает всю влагу в виде снега в южных и центральных Альпах. До северных Альп добираются относительно теплые воздушные массы, но уже без осадков. Такая вот теоретическая платформа подведена под это явление европейскими альпинистами. В прошлом году, совершая восхождения в том же районе и в это же время, я лично убедился в правдивости сведений о существовании «фёна», о чем можно прочитать вот здесь: http://rusnborg.blogspot.ru/2012/03/2011.html
Мой напарник и клиент – Михаил Жуков – в горах не новичок. В его активе: Эльбрус, Казбек, Килиманджаро и пик Ленина до третьего лагеря на высоте 6100 м.
Ну и сама наша цель – Альпы, далеко не с бухты-барахты выбрана. Альпы – колыбель альпинизма. Место, где он зародился и, на мой взгляд, место, где он наиболее популярен среди местных жителей. Альпы – горы, наиболее изученные с точки зрения альпинизма; бивуаки, тропы, маршруты на которых благоустроены лучше, чем в любой другой точке земного шара. Безусловно, все вышеперечисленное зачастую приводит к перегруженности альпийских маршрутов восходителями из разных стран. Но в ноябре таковых находится очень немного и очень редко можно кого-то встретить на маршруте. Именно в это время с Альпами можно остаться наедине.


Участники:
Рустем Амиров – ваш покорный слуга, горный гид –  проводник, человек, для которого горы – это храм, постоянно поражающий своим величием и красотой, место в котором можно понять себя.
Михаил Жуков – отличный напарник, клиент, искренне любящий горы и сам процесс восхождений, в свой заслуженный отпуск предпочитающий снег и ветер пляжному лежбищу.



Часть 1. Цугшпитце (2962 м)
День первый. Москва – Мюнхен с пересадкой в Берлине. Переезд в «открыточный» городок Гармиш-Партенкирхен к стартовой точке горной части нашего путешествия. Забежали в местные супермаркеты: в OBI – прикупили газ для горелки, в Norma – ветчины, сыра, хлеба, макарон. Вообще во время всего путешествия все продукты закупали в местных магазинах, в коих цены существенно ниже, чем в России.
«Atlas Sporthotel 3*» предлагает своим постояльцам приятный бонус – бесплатное посещение местного Аквацентра, чем мы и воспользовались. Для разминки наших седалищ, уставших от долгого сидения в самолетах и электричках, мы проплыли по 1000 метров и покатались на горках.
Вечером завалились в местный итальянский ресторан – пиццерию, в которой готовили и обслуживали итальянцы, немного меня этим удивив. Закончили наш сибаритский вечер в настоящем ирландском пабе.
На следующее утро оставили на рецепции отеля ненужные в процессе восхождения вещи и в 9.15 стартовали. Наш маршрут начинался справа от Олимпийского стадиона, на котором в 1936 году проводились IV зимние Олимпийские игры,  где впервые в истории были разыграны медали в горнолыжном спорте.
Мы выбрали относительно простой маршрут восхождения на Цугшпитце – через долину Reintal, для того, чтобы втянуться в рабочий режим перед более серьезным восхождением на высшую точку Австрии – Гроссглокнер. Поднимаясь наверх по неплохой узкой асфальто-грунтовой дороге, не  встретили ни одного треккера или восходителя, а ведь годом ранее их было очень много. В этот раз на всем маршруте встретили только одинокого охотника с карабином. Тропа занесена снегом и его глубина с каждым метром подъема вырастает все больше и больше. Готическая красота северных Альп завораживает. Я чувствую холодное дыхание этих заснеженных склонов и стараюсь раствориться в нем. Первую половину пути мы прошли очень бодро, а вот подъем на 700 вертикальных метров к хижине KnorrHutte (2057 м) запомнился прямо-таки удивительным для этого времени года обилием снега. К шести вечера мы уже сидели в небольшом, но очень уютном зимнем помещении. Две двухъярусные кровати с одеялами, матрасами и подушками, небольшой столик, печка – вот и вся обстановка. За 40 минут удалось раскочегарить печь. Мы в хижине одни и весь вечер был посвящен ужину и самое главное – просушиванию промокших вдрызг носок и ботинок. Пока просушивались, натопили так, что потом в нашей уютной комнатке было очень жарко.
Утром третьего дня вышли в семь. До гребня Цугшпитце дошли очень хорошо. В снег сильно не проваливались, старались идти по камням. Далее наш маршрут пролегал по гребню, на котором небольшими столбиками обозначена граница Германии и Австрии. И вот на гребне началось «самое веселье». Дует сильный порывистый ветер, тропа занесена снегом иногда по пояс, тросы Via-Ferrata либо погребены под глубоким снегом, либо порваны. Безусловно, главная проблема – это ветер, швыряющий снежную крупу и целые горсти снега в лицо. Ветер пытался нас сбросить с гребня, под его сильными порывами иногда приходилось замирать, вцепившись в гребень всеми конечностями и лишь выловив «окошко» относительного затишья, продвигаться вперед. (Затем, уже на вершине, выяснили, что средняя скорость ветра была 65 км/час, а порывы более 70 км/час). На вершину поднялись к 11.30. На Top of Germany находится станция канатной дороги, большая обзорная площадка, кафе, ресторан. Благоустроенная Европа во всей красе. Но сейчас на смотровых площадках никого, только ветер задувает, нас окружает низкая облачность. Откуда-то из-под смотровой площадки тянет запахом пончиков. Значит, люди здесь есть. Ломимся во все двери, но либо закрыто, либо попадаем  в хозяйственные блоки. В конце концов, в ответ на наши метания по обзорной площадке, появился чел, который открыл нам заблокированную дверь и впустил нас внутрь. А внутри!!! Куча народа, который поднялся наверх на фуникулере, чтобы попить пива и поесть, не выходя наружу, довольствуясь видами из окон. Присоединились к празднику живота. Попили пива, поели сосисок. На фуникулере спустились на австрийскую сторону и уже оттуда на зубчатом поезде через тоннель, идущий в центре горы, спустились в долину.  Вечером в отеле очередная просушка обуви, а затем вновь бассейн и сауна – «нирвана где-то рядом». Контраст завораживает.

Часть 2. Гроссглокнер (3798 м)
Переезд в Инсбрук на электричке, потом в Кицбюэль на поезде и в Кальс-ам-Гроссглокнер на автобусе. Весь день сплошной переезд, скрашиваемый лишь видами австрийских долин, зажатых меж горных хребтов. В очередном отеле мы оказываемся лишь к шести вечера. Мило беседуем с хозяевами отеля. Узнав, что завтра мы собираемся на Гроссглокнер, они любезно связываются с местным гидом. Узнав от него новости – «радуют» нас. Наверху ооочень много снега, очень высокая лавиноопасность, восхождение местный гид не рекомендует – слишком опасно. Посовещались, оценили неплохой прогноз погоды, решили все же попробовать, если будет слишком опасно – развернемся. Короче, будем действовать по обстановке.



На пятый день нашего путешествия привычный ранний выход – в семь утра. По отличной тропе, но в тумане, под мелким противным дождем доходим до хижины LucknerHutte (2241 м). После хижины тропа сужается, дождь переходит в мокрый снег. Снег лежит на склонах и на тропе. Тропа засыпана, следов практически нет. Поднимаясь наверх, проваливаемся в снег все глубже и глубже. Видим лавины, сходящие со склонов и следы уже сошедших.  Лавины неприятные, «мокрые», в такую если закатает, откопать будет очень сложно. Глядя на все это действо, постепенно убеждаюсь в правоте местного гида. Прокладываю путь не по маркированной тропе, т.к. она вся простреливается лавинами, а чуть в стороне, правее по ходу движения, тут безопаснее. На подходе к хижине StudlHutte (2801 м) видимость падает до 200 метров, продолжает идти снег, да еще облако на нас село. Проваливаемся в снег «по развилку». Снег тяжелый, мокрый. Наши штаны и ботинки тоже. К 14.00 мы добрались до хижины. Сама хижина на зиму закрыта, но рядом стоит отличный зимний дом. На первом этаже: туалет, сарайка с дровами, кухня-столовая, а на втором большая спальня мест на 30. Потратив два часа времени, удалось затопить местную печь. Это меня удивило и обрадовало. Год назад я ее вообще растопить не смог, а ведь я в этом деле далеко не новичок. У себя на даче я сам сложил печь и уже более 10 лет ей успешно пользуюсь. Здесь же, несмотря на симпатичность, не печка, а недоразумение какое-то. Расположились спать на первом этаже, потому что тут теплее. На втором этаже кто-то из прежних постояльцев не закрыл окно, намело немного снега, всюду гулял ветер. Мне пришлось изрядно повозиться, прежде чем удалось закрыть окно и восстановить герметичность помещения.
Ночью вставал в 3.00 и в 5.00. Погоды нет, видимость плохая. Мороз не пришел, снег не «схватился», и, следовательно, наст не появился. Снежная ситуация на склонах сложная. Много тяжелого, мокрого снега. Высока вероятность «мокрых» лавин. Тропы нет, вешки заметены, трещины в леднике закрыты. В таких условиях, если выйти на штурм, то из-за глубокого снега невозможно быстро преодолевать лавиноопасные участки, которых здесь предостаточно. Кроме того, двигаясь медленно, мы с 90-процентной вероятностью не успеем спуститься в Кальс-ам-Гроссглокнер. Гора вся белая, а ведь там местами нужно реально лезть по скалам лишь на передних зубьях кошек. Обсуждаем с Мишей ситуацию. Он оставляет решение за мной. После тщательных раздумий, взвесив все за и против, принимаю решение отказаться от восхождения. «Вершина или смерть» это не мой девиз. Со мной ведь еще клиент, а его жизнь и здоровье для меня приоритет. Обеспечение его 100-процентной безопасности – моя главная задача. В данных условиях я не могу этого обеспечить. Мы собираем вещи и спускаемся вниз. Днем, на высоте выше 3000 метров погода налаживается, внизу же все сплошной пеленой закрыли облака, но они постепенно поднимаются выше. На спуске, возле  LucknerHutte встречаем пару немецкоговорящих альпинистов, идущих наверх. Они говорят, что на завтра прогноз обещает хорошую погоду. Не хочу с ними спорить, нам прогноз тоже обещал ясные, погожие деньки без снегопадов. Рассказываем им об обстановке наверху, обрисовываем ситуацию со снегом и лавинной опасностью. Они, также как и мы днем ранее, не прислушиваются к советам, уходят наверх. К 14.00 мы в центре Кальса, а в 15.00 – в ставшем нам родным отельчике. Хозяйка с королевским именем Элизабет внимательно расспрашивает нас о наших похождениях, а затем наливает нам по рюмке шнапса.
Вот и прошла неделя, разворачиваемся в обратный путь. Переезд на автобусе до Кицбюэля, потом на поезде до Мюнхена, беготня по микрорайону Мозах в поисках нужной нам улочки, растянувшаяся на полтора часа. Прогулка по Мариенплац с обязательным посещением главной традиционной мюнхенской пивной «Августин», существующей аж с 14 века! Традиционный немецкий Dunkel с кнецелями под живой оркестр в большом, забитом под завязку зале людьми, сидящими за длинными деревянными столами – это нечто! Это был тот самый Мюнхен, который я искал во время прошлогоднего путешествия, но нашел только сейчас.
У нас остался один день на «разграбление» города, шопинг и культурную программу. Михаил взял экскурсию с местным гидом. С исторической точки зрения Мюнхен заслуживает отдельной статьи, но не от меня, не здесь и не сейчас. Спасибо Баварии за гостеприимство, мне нравится сюда возвращаться, и я надеюсь, что прощаемся мы ненадолго.
Перелет Мюнхен – Берлин – Москва. Welcome to Russia, приветствую вас –дикие полуторачасовые очереди на паспортном контроле в Домодедово, загаженные туалеты и хамство при посадке в Аэроэкспресс. Спасибо вам за то, что с первых минут дали понять, что я дома.

Часть 3. Мифическая
Очередное развенчание мифов:
Миф 1. Немецкие аэропорты отличаются четкой работой, высокой скоростью обслуживания пассажиров, логичностью размещения различных служб. Ага, щассс. По прилету в Мюнхен мы минут 30 ждали свой багаж, после чего принялись совершать хаотичные движения по аэропорту в его поисках. Нам все помогали, персонал отличался отзывчивостью, отправляя нас в совершенно разные стороны… При отлете в Москву в том же мюнхенском аэропорту долго и упорно пытались найти работников Tax Free офиса, который был напрочь закрыт при полном отсутствии кого-либо из персонала во всех справочных. Справедливости ради стоит сказать, что было всего 5 часов утра, но рейсы-то улетают, пассажиров-то много. В помощь людям, попавшим в такую же ситуацию: возле входа в Tax Free офис к стене прикреплен телефон, позвонив по которому можно вызвать сотрудников в любой момент. Если их нет внутри офиса, и он закрыт – это еще не значит, что их нет вообще. После звонка персонал появился через три минуты! Нам на это открытие понадобилось полтора часа и переговоры с дюжиной сотрудников аэропорта и парой полицейских. Несмотря на выявленные недостатки, мюнхенский аэропорт все же на порядок чище и аккуратнее, чем Домодедово.
Миф 2. В Германии ….. а больше мифов я не увидел … вышеозначенный единственный, ну кроме тех, что я изложил в статье о прошлогодней поездке которую можно найти тут: http://rusnborg.blogspot.ru/2012/03/2011.html
Что ожидал увидеть и увидел:
1. Мюнхен – туристический город, в центре которого туристов навалом … особенно русских …
2. В Мюнхене хорошо заниматься шопингом. В центре очень много магазинов на любой вкус и кошелек.
Что не ожидал увидеть, но увидел и приятно удивился:
1. В автоматах по продаже билетов на метро/поезд/электрички появилось меню на русском языке, что значительно упростило процедуру покупки билетов.
2. Я очень надеялся, и у меня получилось найти настоящую традиционную немецкую пивную. Это «Августин», находящийся по адресу: München, Arnulfstr, 52, станция метро Marienplatz.

2 комментария:

Игорь Сон комментирует...

С возвращением. Как вы от Мюнхена до Гармиша добирались? Брали машину на прокат или местным транспортом забрасывались?

Рустем Амиров rusnborg@mail.ru комментирует...

От Мюнхена до Гармиша добирались на местном поезде, недолго (1,5 часа)и недорого. Купили еще в аэропорту "баварский билет" за 29 евро - вот и все траты на дорогу. К сведению, "баварский билет" - дает право на проезд до 5 человек по всей Баварии на местных поездах и электричках.