Mountain guide — the Himalayas, Asia, Alps, Caucasus. Travel, expeditions, trekking, climbing workout / Горный гид — Гималаи, Азия/Тянь-Шань, Альпы, Кавказ. Путешествия, экспедиции, восхождения, альпинистские тренировки

вторник, 8 мая 2018 г.

Акклиматизация

Это только в кино героические альпинисты с мужественными лицами, голливудскими улыбками и без шапок! наперекор холодным ветрам за 1,5 часа киносеанса успевают подняться на Эверест, поцеловать красавицу и заслужить всеобщее уважение.
Реальность – она как обычно суровее, прозаичнее и.... и интереснее.

Во-первых, процесс длится не 1,5 часа, а 1,5 месяца.
Во-вторых, в кино не показывают и 10% интереснейших событий.
Тут как в сексе, вживую-то увлекательнее...
У меня перед штурмовым выходом был один треккинговый поход до базового лагеря (первичная акклиматизация) и два высотных акклиматизационных выхода.
Процесс акклиматизации сложен и заслуживает отдельных размышлений.
Мой первый акклиматизационный выход с прохождением ледопада Кхумбу и ночевкой на 6100 м едва не закончился катастрофой. Неизвестный вирус, усиленный «горняшкой» в первую же ночь на высоте так крепко отмутузил меня, что поутру пришлось позорно спуститься в объятия базового лагеря.
В последующие пару дней борьба с вирусом проходила на заранее укрепленных позициях. Бой шёл по всем фронтам. Я был не единственным участником этой схватки. В непростом бою были сломлены норвежец и канадец. Они закончили экспедицию, противник силён и опасен.
За три дня мной были применены множество медпрепаратов в различных конфигурациях. Врага не удалось победить совсем, но удалось остановить наступление.
Третьего мая, радостно повизгивая, проскакал ледопад Кхумбу. Если крепко напрячь сфинктер и не думать о плохом, то все ходится.
Ночь на 6100 в этот раз запомнилась лишь неплохими по содержанию снами.
Четвёртого мая самым трудным было заставить себя встать в пять утра. Встал в шесть, пока собрался, да попил чай – уже семь. Первые два часа до второго лагеря на 6400 – это прогулка среди трещин, перекинутых через них связанных лестниц и пр.
В 09:00 Ярило окончательно выглянуло из за хребтов и все, не успевшие спрятаться в лагерях, мгновенно очутились в сауне. Снег и лёд с окружающих склонов доказали всю правоту ранних выходов.
Лагерь 2 на 6400 по комфорту конечно уступает Базовому, но и назвать его плохими словами язык не поворачивается. Я лишь примерно представляю, какого труда стоит его содержание на леднике на высоте 6,5 километров, и преклоняюсь перед людьми, сделавшим его.
При восхождения на Эверест и Лхоцзе, а до штурмового лагеря на 8000 маршруты практически совпадают, встречаются разные по технической сложности участки.
Путь из второго в третий лагерь – это на 50% пешая тропа, а на 50% ледово-фирновый склон. Склон не длинный, всего несколько веревок, но высота под 7000 и неизведанность маршрута заставили напрячься и по волноваться.
5 мая семеро смелых решили прогуляться до третьего лагеря. Шестеро решили тут и заночевать для лучшей акклиматизации, в их числе был и я.
Как ни странно, удалось что-то съесть горячего и даже поспать. Организм сказал, что ему тут категорически не нравится, но если надо, он согласен немного потерпеть и не сдохнуть.
Шестого мая, буквально за пару часов сдюльферял и прихромал во второй лагерь. Надеялся на полноценный суточный отдых. Ага, щас, разбежался... Меня накормили завтраком и в добровольно-приказном порядке крайне настойчиво порекомендовали спуститься в базовый сегодня же. Также и другим клиентам, и шерпам, и портерам. Потому что пришёл прогноз на резкое ухудшение погоды с завтрашнего дня
Это не было запланировано, никто вниз идти не хотел, народ устал.
Представьте себе марш хромого на обе ноги инвалида, бредущего по леднику на высоте шесть километров. Вокруг красота конечно неописуемая, но сил нет ею любоваться. Только музыка из плеера заставляет переставлять ноги и хоть как-то двигаться.
Его величество Кхумбу сегодня преподнес два сюрприза:
1) на одном из участков лежали связанные лестницы, для прохода над пропастью. Я подошёл к снаряду первым, встал на колени чтобы взять страховочные перила. Хорошо, что я их проверил. Одна нитка была не закреплена. Вторую нестыковку обнаружили уже с подошедшими шерпами. Конец лестницы касается нашей стороны лишь самым краешком и снежный якорь фиксировавший его сломан и вырван. Лестница болтается, с одной стороны не закреплена, к использованию не пригодна.
Шерпы связались с командой, ежедневно правящей перила на ледопаде, и философски уставившись на Пумори, стали ждать.
А я ждать не хотел, я хотел пить, есть и отдыхать!
Нашёл старую тропу. Ледопад движется и иногда ты спускаешься не по тому пути, что поднимался. Тут главное – не накосячить и выбрать свежий и безопасный путь.
2) и вот ледопад пройден, в голове мысли о двух бутылках: Кока-Кола и пиво. Я иду по ледниковой тропе, по которой только что передо мной прошло несколько человек.
Треска льда я не услышал. Просто очень быстро оказался выше пояса в ледяной воде вперемешку с ледяным крошевом.
Берега – крутые ледовые склоны, это вам не в реке зимой провалиться.
Спасла глупость ситуации. Я был в альпинистский системе, в кошках, с ледорубом – вылез!
Сердце колотится, холодно. До лагеря всего 300 метров, но в горах 300 метров по леднику могут оказаться долгим путём. Быстро вспоминаю все о выживании в такой не свойственной для альпинизма ситуации. Кое какие сухие вещи я нес вниз. Главное, что не растерялся. Однако, какими только знаниями не забита моя бедная голова и ведь пригодились же!
Видео снимаю только в лагерях. Во время переходов это нереально. То опасно, как на Кхумбу, то тяжело, как в третьем на 7000+.
На фото: лестницы через трещины на леднике Кхумбу и южная стена Лхоцзе.

Комментариев нет: